Замок святого ангела в риме

Музей Замка Святого Ангела

В 20-м веке музей приобрел статус Национального музея замка Святого Ангела. В нем хранится большая коллекция картин, скульптур, военных реликвий и средневекового огнестрельного оружия

Особенно интересно побродить по замку ночью — это из числа неординарных впечатлений, которые можно получить в Риме — поэтому стоит обратить внимание на внеплановые открытия замка для посещения после захода солнца

Самые известные залы

Каждый зал представляет из себя отдельную часть Римской истории. Благодаря раскопкам, проводившимся несколько раз внутри здания, коллекциям музея и подаренным частными лицами коллекциям, можно раскрыть для себя тайны его долгой загадочной жизни.

Дворик Спасителя

Из этого места начинается любая экскурсия по замку. Это узкий дворик, название которого происходит от стоящего в нем мраморного бюста Христа периода XV века. Здесь находятся так же апартаменты папы Бонифация XI, внутренний Двор казней, где свершались смертные приговоры, и Капелла святого Распятия, где приговоренные могли прочитать последнюю молитву и где сегодня находится книжный магазин музея.

Мавзолей Адриана

Самым древним местом замка является усыпальница Адриана, которая находится на три метра ниже, чем нынешний первый этаж. Спуститься в нее можно по железной лестнице. Зал Урн — это сердце всего строения, в нем хранятся императорские останки. Нетрудно догадаться, что время унесло все свидетельства его былого великолепия, но привлекает в этот зал в большей степени символизм его значения.

Тюрьмы

Одна из самых ужасных частей замка — это тюрьмы, маленькие и узкие ниши, в которые попадали кардиналы, планировавшие заговоры против Папы, а также гуманисты, идеи которых были неудобными для церкви. Среди самы известных узников замка были философ и астроном Джордано Бруно, попавший в тюрьму за ересь, его коллега астроном и ученый физик Галилео Галилей, также не угодивший церкви инакомыслием, Беатриче Ченси, жертва интриг, осужденная на казнь из-за убийства отца, архитектор и музыкант Бенвенуто Челлини, обвиненный в воровстве.

Во время осады Замок должен был обеспечить автономность на длительный период, поэтому на территории тюрем установлены 83 контейнера для оливкового масла и силосы для зерна.

Далее находится Двор Ангела, получивший свое название благодаря статуе Архангела Михаила, установленной здесь в 1747 году. Отсюда можно посетить различные папские резиденции с их внутренними двориками и прекрасными итальянскими садами, в которых они гуляли.

Двор Александра VI

Двор Александра VI известен под разными названиями — Двор Масла, потому что отсюда можно было напрямую попасть в двор с контейнерами для масла, Двор колодца, благодаря расположенному здесь великолепному колодцу, или Театральный Двор, он так же служил местом театральных постановок.
Этот двор переходит в Двор Леона X, с небольшим и ухоженным итальянским садом, и в комнаты папы Климента VII, с его личной ванной комнатой, считавшейся статус символом того времени, напоминающей о великолепии императорского Древнего Рима и его бань.

Крытая галерея

Крытая галерея интересна тем, что в этой части замка можно проследить его археологическую историю. Здесь собраны архитектурные фрагменты и скульптуры, которые принадлежали зданию в различные исторические периоды. Эта старинная крытая дорожка, по которой римские папы могли гулять даже в плохую погоду, ведет к небольшим комнатам, где жил Пий IV, позже превращенные в роскошные камеры для особых заключенных. Есть еще и Открытая галерея, где сегодня хранится интересная коллекция оружия различных видов.

Зал Паолина

Зал Паолина — один из наиболее богато убранных залов всего замка, известный своими с драгоценными и изысканными украшениями, росписями и фресками. Он переходит в зал Персея, названный так в честь изображенного в нем героя. Интерьер полностью меблирован, но мебель его не отображает реальный исторический контекст, присущий тому времени. Как и в парадном Зале Амура и Психеи интерьер был организован весьма произвольно в соответствии с идеями реставраторов, а не его исторической реальности.

Сокровищница

Здесь в XV-XVI веках хранились сокровища римских пап, затем она стала одной из комнат, которая на протяжении многих лет использовалась в качестве тюрьмы, о чем свидетельствуют выгравированные надписи на шкафах. Комната Калиостра вспоминает знаменитого узника замка, графа Калиостро. Богато украшенные резиденции пап переходят в знаменитую террасу с Ангелом, вдохновившую композитора Пуччини, на трагическую финальную сцену своей оперы Тоска.

На террасе установлены большая статуя Ангела, отлитая в 1752 году на замену предыдущей, и колокол осужденных, оглашавший римлянам о чьем-то смертном приговоре.

Описание

Замок Святого Ангела представляет собой высокое цилиндрическое здание, которое на протяжении своей истории не только примеряло разные роли, но и изменялось и перестраивалось.

Современный замок — это в первую очередь музей. Он разделяется на 5 этажей и несколько секций: мавзолей Адриана — старейшая часть, собственно замковая часть и папские апартаменты. 

В замке св. Ангела вы можете прикоснуться к Античности, полюбоваться фресками эпохи Ренессанса и посмотреть коллекции оружия.

Схема мавзолея Адриана

Пояснения к схеме:

  1. Atrio romano — Римский атриум
  2. Rampa diametrale — Спиральная лестница
  3. Rampa Elicoidale — Винтовая лестница
  4. Sala delle Urne — Зар Урн
  5. Аmbulacro — гульбище (терраса по периметру)

Мавзолей Адриана

Старейшая часть данного сооружения. В этих старинных помещениях сохранилась древняя отделка, а стены буквально «дышат» историей. В римском атриуме воссозданы исторические реконструкции мавзолея. Раньше там была установлена гигантская статуя императора. Пройдя по спиральной лестнице можно попасть в сердце мавзолея — Зал Урны.

Замковая часть

Пояснения к схеме:

  1. Rampa diametrale — Спиральная лестница
  2. Giretto scoperto — части периметра стен, замыкающие круг замка
  3. Giretto coperto — части периметра стен, замыкающие круг замка
  4. Bastione di San Luca — Бастион Сан-Лука
  5. Bastione di San Matteo — Бастион Сан-Маттео
  6. Bastione di San Marco — Бастион св. Марка
  7. Pasetto di Borgo — Пассетто Борго (укрепленный коридор)
  8. Marcia ronda — Зубчатая ​​дорожка по периметру
  9. Bastione di San Giovanni — Бастион Сан-Джованни

Укреплённый коридор, соединяющий Ватикан и замок

Замковая часть даёт нам понять, что это в первую очередь хорошо укрепленный форпост. Занимая чрезвычайно выгодное стратегическое положение, мавзолей был вскоре переоборудован в замок. При этом он не только защищал Ватикан, но и контролировал всю северную часть Рима. Здесь можно проследить как замок перестраивался и изменялся, превращаясь в мощное укрепление. Подходы к замку защищают четыре бастиона, а укреплённый коридор соединяет его с Ватиканом, при осаде которого Папа мог укрыться за мощными стенами данной крепости. Что случилось однажды.

Папские апартаменты

Пояснения к схеме:

  1. Sala del Perseo — Зал Персея
  2. Sala della Biblioteca — Библиотека
  3. Sala del Tesoro — Комната сокровищ
  4. Comdoio pompeiano — Зал в помпейском стиле
  5. Loggia di Giulio II — Лоджия Юлия II
  6. Cortile dell’Angelo — Двор Ангела
  7. Capella di Leone X — Капелла Льва X
  8. Sala dell’Apollo — Зал Аполлона
  9. Stufetta di Clemente VII — Ванная комната Клемента VII
  10. Sala di Amore e Psiche — Зал Амура и Психеи
  11. Cortile del Teatro — Двор Театра
  12. Sala Paolina — Зал Паолина

Папские апартаменты

Замок Святого Ангела также выполнял функцию укрепленной папской резиденции. В этой части можно полюбоваться на роскошные залы понтификов, расписанные фресками эпохи Ренессанса и Возрождения.

История строительства замка Святого Ангела в Риме

Возвести для себя (а также для членов своей семьи, в том числе и для последующих поколений) усыпальницу решил римский император Публий Элий Траян Адриан. Он хотел создать не просто нечто сродни мавзолею Августа, а сооружение более величественное и монументальное.

Стартовали строительные работы в 135 году и длились вплоть до 139. Есть версия, что сам император принял непосредственное участие в проекте, выступив в роли архитектора. Местом строения был выбран берег реки Тибр, который соединили с Марсовым полем каменным мостом Элио, сооруженным специально для этого.

Мавзолей представлял собой круглую башню (диаметром свыше 60 метров), установленную на квадратный цоколь, высота стен которого около 20 метров, а длина – около 80 метров. Венчает башню коническая крыша, на которую был насыпан приличный слой плодородной почвы для того, чтобы можно было высаживать кипарисы в подражание этрусским могилам-курганам. Кроме того, на крыше была установлена огромная скульптурная композиция, изображающая Адриана, управляющего колесницей Гелиоса, запряженной четверкой лошадей. Цоколь мавзолея украсили пилястрами и капителями с установленными на них мраморными изваяниями. По периметру он был обнесен бронзовой решеткой, закрепленной на столбах, на которых гордо восседали павлины.

#1#

Внутрь гробницы вели узкие ворота и темный коридор, в конце которого и находилось помещение с гробом Адриана. Кстати, сам правитель до конца строительства так и не дожил. Завершил начатое им дело и перенес сюда его останки наследник Антонин Благочестивый.

Воля Адриана была исполнена, и в этом помещении нашел последний приют как он сам, так и останки многих римских императоров, последним из которых был Септимий Север. Затем о гробнице забыли.

Известные личности, заточенные в замке

Среди заключенных замка Ангела были философы-мыслители, люди искусства и политические фигуры, а также деятели науки.

В списке заключенных этой тюрьмы числятся следующие небезызвестные люди:

  • 1. Д. Бруно;
  • 2. Г. Галилей;
  • 3. Б.Платина;
  • 4. Т.Кампанелла и многие другие.

Так, например, Бенвенуто Челлини принимал участие в обороне замка и воевал за власть Папы Римского против имперского войска. Однако спустя несколько лет, он был обвинен в ограблении папской казны и посажен в тюрьму.

Но главным его преимуществом стало то, что он отлично знал расположение всех входов и выходов замка, поэтому ему удалось совершить побег из тюрьмы. Это был, пожалуй, единственный случай, когда кому-то посчастливилось покинуть это неприступное место.

В одна тысяча семьсот восемьдесят девятом году в замке Ангела оказался граф Калиостро. Так сложилось, что, убегая от кредиторов, которые преследовали его, он нашел убежище в Риме.

Но избежать ареста так ему и не удалось. Его признали мошенником и обвинили в ереси. После нескольких лет следствия, графу было предложено покаяние перед народом, чтобы избежать казни. После этого он был заточен в тюрьму Сан-Лео, и дни его там были сочтены.

Еще один известный узник стал главным фигурантом по обвинению в ереси – Джордано Бруно. Он вынужден был находиться в замке Ангела около 6 лет из-за своего научного убеждения, касающегося теории Коперника, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца.

После заточения в тюрьму, Джордано Бруно было предложено отречься от своих убеждений, однако, он не соглашался, в результате ему был озвучен приговор суда – сожжение на костре.

Другой известный ученый Галилео Галилей также был назван еретиком, но в отличие от Бруно, Галилей публично отказался от своих научных суждений и признал их неверными, впоследствии его перевели на так называемый «домашний арест» вместо тюремного заключения в замке.

Заключенный в Замке Аристотель Фиораванти

Известно имя еще одного заключенного, чья судьба изменилась после попадания в тюрьму, – Аристотель Фиораванти. Он являлся известным итальянским инженером, но был обвинен по ложному доносу в подделке золотых монет, в результате чего был заточен в замок Ангела на 9 месяцев.

Доказать свою невиновность ему не удалось. Отсидев положенный срок, он вышел на свободу, но был лишен прав и привилегий, когда-то данных ему. После выхода на свободу, Аристотель принимает решение уехать в Москву, где он становится проектировщиком Успенского собора.

Также он принимал участие в военных походах Ивана III. Спустя много лет, Фиораванти все-таки решил вернуться на родину, но опять попал в тюрьму. И лишь после изъявления желания служить отчизне верой и правдой, его отпустили.

Знаменитые узники Замка Святого Ангела

Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были известные личности.

Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, 3 января 1503 года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника.

Бенвенуто Челлини – итальянский художник, скульптор и ювелир, один из участников осады крепости 1527 года. Через несколько лет, сблизившись с верхушкой Ватикана, он получил высокую должность управляющего при монетном дворе папы, однако вскоре был обвинен в воровстве и брошен в застенки крепости. Доскональное знание всей структуры замка Сант Анджело, расположения коридоров и помещений помогло Челлини осуществить побег – единственный за всю историю.

Беатриче Ченчи – молодая девушка, ставшая жертвой гнусных интриг. Обвиненная вместе с мачехой и братом в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего юную Беатриче, она была казнена через отсечение головы в 1599 году. Отказ папы смягчить приговор рассматривался современниками как желание заполучить огромное состояние семейства Ченчи в пользу Святого престола, которое по закону переходило в собственность церкви при отсутствии прямых наследников.

Джордано Бруно – астроном и философ, проведший в заточении долгие шесть лет. Церковь требовала отречься от его метафизических воззрений и исследований в области реальности бытия, однако так и не дождалась покаяния. Святая инквизиция, обвинив Джордано в ереси, приговорила его к сожжению на костре. Знаменитые слова – «Я умираю мучеником добровольно!», сказанные им перед казнью в феврале 1600 года, на все времена засвидетельствовали непреклонность убеждений ученого.

Джузеппе Бальзамо – известный как граф Калиостро. Знаменитый мошенник и авантюрист был арестован в ночь на 27 декабря 1789 года и заключен в замок. Выдвигаемые против него особо тяжкие обвинения – богохульство и масонство, предусматривали Святой инквизицией смертную казнь. Обратившись с покаянием к Папе Пию VI, граф был «помилован» и переведен в крепость Сан Лео, расположенную в тосканской провинции Эмилья-Романия. Там он и провел в заключении остаток своих дней.

Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто, боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, которые требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.

Возможно Вас заинтересует:

Пленницы замка Сант-Анджело

Как ни удивительно, но среди заключенных в Кастель Сант-Анджело были женщины. И какие!

Надо заметить, что Возрождение было эпохой мужчин и женщин, чей внутренний мир часто отличался полярностью. Это было время людей, «обуреваемых страстями, чьи пышно расцветшие грехи временами заставляли вспыхивать их рвущееся через край благочестие».

Знаменитая красавица Катерина Сфорца, Тигрица из Форли. Яростная и неукротимая мстительница, ослепленная болью от потери любимого мужчины. Мудрая и справедливая правительница Имолы и Форли. Заботливая и ласковая мать, сделавшая тот самый легендарный и бесстыдный жест, который прославил ее на века. Храбрая воительница, что в течение многих дней успешно противостояла осаде французской армии, во главе которой стоял Чезаре Борджиа.

Катерина была взята в плен и заключена в Замок Святого Ангела. Обладая необычайной силой духа, она, находясь в маленькой и неудобной камере темницы, осмелилась противостоять понтифику. Проницательность ей подсказывала: стоит только отказаться от прав на свои территории, как с ней может приключиться необъяснимая болезнь желудка или каким-то чудом ее тело окажется в Тибре.

Опасаясь яда, Тигрица ела мало и каждую ночь задавалась вопросом, не задушат ли ее сегодня во сне. Не скоро — только через год — в июне 1501 года эта сильная женщина была выпущена на свободу из застенков замка Святого Ангела. Перенеся столько лишений, она сильно сдала и все-таки подписала документ, где отказывалась ото всех претензий на территории Имолы и Форли. Свои недолгие последние годы Катерина Сфорца посвятила детям, исследованиям в алхимии и занятиям по изготовлению косметических средств.

Есть еще одна женская судьба, роковым образом связанная с Кастель Сант-Анджело. Эту юную девушку с ангельской внешностью звали Беатриче, она была дочерью графа Франческо Ченчи, одного из самых богатых людей Рима. Несмотря на то, что Ченчи древний патрицианский род, глава семейства был человеком крайне недостойным. Жестокий, распутный и жадный, несколько раз он попадал в тюрьму, но каждый раз, уплатив огромные штрафы, получал прощение Климента VIII.

…Проклятый дом, полный боли и страданий! Все в нем подвергались жестокому обращению: мачеха, младшие братья и сама Беатриче. Напрасно бедная девушка писала Папе Римскому, надеясь на его помощь. А потом этот монстр, которого язык не поворачивается назвать отцом, стал насиловать бедняжку. Теперь ее жизнь стала настоящим адом. И тогда Беатриче задумала преступление, а все домочадцы согласились стать в нем соучастниками.

Вскоре мучитель был убит. По плану отцеубийство хотели выдать за несчастный случай, но не получилось. Началось следствие, и членов семьи заключили в тюрьму Кастель Сант-Анджело. Пошли допросы, унижения и пытки

Судьи не желали принимать во внимание никаких смягчающих обстоятельств и всем обвиняемым вынесли смертный приговор

Горожане требовали помиловать несчастную, которая много претерпела от отцовской жестокости. Люди вспоминали, как ее отец сам откупался от преступлений. Но утром 11 сентября 1599 года палач обезглавил молодую девушку на мосту перед Замком Святого Ангела.

Похоже, в этом безжалостном процессе папские власти руководствовались исключительно соображениями наживы, поскольку на кону стояло огромное состояние семьи. После казни всех Ченчи конфискованное богатство перешло в руки племянника папы Климента VIII. Увы, понтифики тех времен вовсе не были образцами чистоты и святости.

А печальная история Беатриче Ченчи, превратившись в очередную легенду бурного прошлого Рима, стала вдохновлять поколения художников, музыкантов, писателей и кинематографистов.

Замок Святого Ангела в Средневековье

Совсем неудивительно, что после явления ангела еще в 590 году, для папы и для многочисленных верующих, замок стал не только частью оборонительного кольца Рима, но и местом паломничества. Практически сразу же внутри здания стали происходить изменения: в мрачной усыпальнице стали появляться роскошные комнаты, отделанные мрамором и позолотой. В них временно проживали, а подчас, и скрывались во время длительных осад, папы. В 1527 году войска под предводительством Карла V в течение долгого времени пытались взять неприступную крепость, в которой скрывался папа римский Клемент VII. Оборону держали его гвардейцы, состоявшие преимущественно из швейцарцев. Защищал папу величайший скульптор и ювелир, «видевший в огне саламандру», Бенвенуто Челлини. Именно благодаря его автобиографии этот эпизод довольно хорошо описан в современных учебниках истории и путеводителях по Риму. Челлини утверждал, что именно он и положил конец осаде замка: ювелир выстрелил из аркебузы и убил главнокомандующего ландскнехтской армии. Правда это, или же вымысел, никто из современных историков точно утверждать не берется.

В те времена, как папы Римские с роскошного балкона любовались огромными толпами верующих, желающих прикоснуться к святыне, в подвалах замка стали строить… тюремные камеры. В них сажали «особо опасных преступников», подвергавших веру сомнениям или же участвовавших в сговорах с целью свергнуть того или иного папу. К слову, Бенвенуто Челлини уже в 1537 году обвинили в том, что он похитил папскую тиару и «вернули» в Замок Святого Ангела, правда, уже в качестве арестанта. Он был единственным человеком, который смог сбежать с этой тюрьмы. Правда, скрываться после побега он не умел: уже вскоре его вернули в камеру. Он не погиб в застенках, как многие узники и не был заживо замурован в стену. Вскоре Челлини выпустили. На стене его камеры любой турист сегодня сможет увидеть выцарапанный рисунок гения, который назван «Иисус Воскресший».

Кто только не сидел в тюрьме, расположенной на первом этаже и в подземельях замка: Галилей Галилео, Джордано Бруно, Помпонио Лето – лишь малая часть известнейших и, к счастью, незабытых в наше время, ученых, художников и поэтов. В 1789 году, во времена инквизиции, в Замке Святого Ангела побывал и граф Калиостро. Историки с уверенностью говорят, что самыми последними узниками тюрьмы в замке стали люди, боровшиеся уже в 19-м веке против временного правительства. После них камеры Замка Святого Ангела опустели. Однако сколько еще не найдено останков, замурованных заживо людей в замке, на крышу которого спустился сам ангел, не может подсчитать никто.

Под папством

Статуя архангела Святого Михаила работы Петра Антона фон Вершаффельта .


Фантазия вид замка Сант — Анджело в Риме по Франческо Гварди , около 1785 Национальной галереи искусств , Вашингтон

Замок получил свое нынешнее название от традиции , поддерживаемой особенно IX — го  века , ссылаясь на большие чумы в . Папа тогда Григорий I эр , был видение архангела Михаила , появились в верхней части замка, передавая свой меч, означающий конец эпидемии, после покаяния и поста наложила папа римского народа для этой цели . В ознаменование этого события позже на самой высокой террасе здания была установлена ​​статуя архангела, сначала мраморная работы Рафаэлло да Монтелупо, датируемая 1544 годом , а затем, с 1753 года , бронза Петера Антона фон Вершаффельта . На самом деле, культ Архангельское существовал там, учитывая наличие часовни ему было Папа Бонифаций IV в VII — го  века .

В начале христианской эры район Борго располагался недалеко от Ватикана  : паломники стекались, строились структуры, чтобы приветствовать их. Однако, в , то сарацины сделал внезапное вторжение в город , грабя Базилика Святого Петра и опустошая Борго. Чтобы защитить его, Леон IV соединяет его стеной с замком. Разграниченная таким образом территория образует «  Леонинский город  ».

Замок был затем превращен в тюрьму, где четыре из папа IX — го  века убиты. Маруси , дочь Теофилакта и номинальный глава порнократии , делает его своим домом. Затем замок переходит к могущественной «семье» Крещенци («  castellum Crescentii  »). Именно там в году Кресентиус Номентан забаррикадировался от нападений Оттона III — напрасно, потому что он был обезглавлен на платформе цитадели. Во время долгой борьбы между папой и императором замок становится убежищем для пап. Григорий VII укрылся там в 1083 году, чтобы противостоять Генриху IV из Священной Империи, а в году Николай III построил подвесной коридор, соединяющий замок с Ватиканом, что обеспечило возможность быстрого полета. Именно в это время, чтобы противостоять Колонне, владельцам мавзолея Августа, могущественная семья Орсини, из которой происходил Николай III, захватила замок.

Ванная Клемана VII.

Когда Урбен V покинул Авиньон, чтобы вернуться в Рим, ему дали ключи не от города, а от замка, который снова стал крепостью, защищающей город Леонин (ныне Ватикан). Однако его преемнику Григорию XI пришлось пережить враждебность римского народа. В г. толпа разобрала большую часть здания. В году Бонифаций IX восстановил полуразрушенный замок. Там он просверлил широкую рампу для перевозки еды и боеприпасов. В стенах вырыты бойницы. Наконец, Папе предоставлено жилье. Николай V добавляет к зданию бастионы и две башни. Эти механизмы позволяют Александр VI укрываться там , когда Рим был оккупирован короля Франции Карла VIII в г. ( первой итальянской войны ) и Климент VII противостоять шесть месяцев при осаде lansquenets от Карла V во время страшного мешок. Рим от 1527 . Ему удается сбежать, переодевшись, через заднюю дверь сада Святого Петра, чтобы присоединиться к Орвието .

Его преемник Павел III превратил строгую крепость во дворец. При этом Кастель Сант-Анджело не теряет статуса тюрьмы. По преданию, там был заперт Бенвенуто Челлини .

Урбан VIII , так как , укрепление факт и «перехватов» The Pantheon ( I — го  века  до нашей эры. ) Бронза необходимо сделать артиллерию замка.

До XIX — го  века , замок используется для политической тюрьмы папства ( Доминис ( ), Никколо Cosciaen ( ) и т.д.).

21 июля года папский флаг в последний раз был принесен папскими войсками на глаза итальянской армии, которая овладела этим местом.

Белокурый Тибр, мост, ангелы и привидения

«Белокурый Тибр», как называли его римляне из-за цвета осадочных пород, что вымывает его приток Аниен недалеко от Рима. Тибр никогда не был особенно широк, но был весьма коварен во время весенних и осенних паводков. Еще два столетия назад река могла превратить нижние части города в обширное болото, во время катастрофического наводнения 1598 года запросто можно было утонуть около Пантеона и на Пьяцца Навона, а в древнем Риме часть Форума затоплялась после каждого ливня.

Чтобы избежать подобных бедствий, своевольный Тибр в XIX веке заключили в тюрьму из массивных насыпных стен, идущих вдоль берегов.

Но мосты через реку в качестве связующего звена появились еще в античные времена. Сегодня Тибр пересекают 25 мостов, самый старый из них от современности отделяет 2300 лет истории. Многие из древних мостов облицованы травертином, который — удивительный факт! — с возрастом становится все белее. Под прямыми солнечными лучами такая белизна производит впечатление ослепительной.

Мост Сант-Анджело — самый красивый из мостов Рима и более прочих овеянный легендами. На сегодня он — единственный пешеходный мост. С пятью каменными арками, шириной 9 метров и длиной 130 метров от одного до другого берега — того, на котором нас ждет Замок Святого Ангела. Конечно, как же тогда еще мосту называться, как не Ponte Sant’Angelo!

Я склоняюсь над белым парапетом, в желтовато-мутной глади воды отражаются ангелы. Немало таких, кто полагает, что свое название мост получил в честь статуй. Но не стоит спешить с выводами, ангелы не всегда стояли здесь…

Две тысячи лет назад эту излучину реки облюбовал император Адриан для своего мавзолея. Это сейчас Тибр протекает по центральным кварталам Рима, а тогда правый берег реки был пуст — гробницы не допускались в пределы города. Неугомонный император, чье полное имя было Публий Элий Адриан, чтобы проложить путь к своему будущему мавзолею, построил мост Элий. И он все еще исправно служит римлянам. Прочность этого каменного моста действительно необыкновенная: ни одному потопу Тибра не удалось сломать или повредить его.

В четвертом веке нашей эры была построена базилика Святого Петра, главный путь к которой проходил через Элийский мост. И мост получил новое имя, став мостом Святого Петра. А потом в 590 году произошло чудесное явление архангела на вершине бывшего мавзолея, после чего величественная гробница стала Замком Святого Ангела, а ведущий к нему мост переименовали в Понте Сант-Анджело.

Впоследствии мост сочли подходящем местом, где можно в назидание горожанам выставлять трупы казненных преступников. Так в 1500 году состоялась первая «экспозиция». Тогда на мосту покачивались 18 тел повешенных — по девять с каждой стороны. Идея понравилась, и весь XVI век мост демонстрировал тела казненных и отрубленные головы.

Здесь рассталась с жизнью жертва несправедливости — юная Беатрис Ченчи. Говорят, что ночью, накануне каждой годовщины смерти бедняжки, по мосту проходит призрак женщины в белом платье. Фантом держит в руках свою голову с длинными волосами и подметает ими каменную мостовую.

Есть еще один трагический эпизод, связанный с историей моста. Произошел он в 1450 году, во время так называемого «святого» или «юбилейного» года. Подобное событие в католической церковной жизни происходит редко — раз в четверть века. По этому случаю в Риме собралась невероятная масса народа, желающего получить на льготных условиях полное отпущение грехов.

Празднование близилось к концу, когда случилась ужасная катастрофа. В субботу 19 декабря воодушевленные людские толпы, пополнив доходы папской казны и получив полное отпущение грехов плюс благословение папы Николая V, возвращались из собора Святого Петра. И вдруг под напором паломников рассыпался парапет моста… В образовавшейся давке и в холодной воде Тибра погибли без малого двести человек.

В 1527 году на мосту разместились мраморные апостолы Петр и Павел, а десять ангелов, что украшают мост, появились позже — в 1668 году по заказу папы Климента IX. Их создал великий скульптор Джан Лоренцо Бернини со своими учениками. Каждый ангел держит один из символов страстей господних: гвозди, терновый венец, кнут для бичевания и так далее. Даже в самый тихий день, когда нет ни малейшего шевеления воздуха, одежду этих ангелов словно обдувает какой-то средневековый ветер…

https://youtube.com/watch?v=v80Y7IMvK6I

Рим — интересный город, но его Замок Святого Ангела способен ошеломить каждого. Не правда ли, друзья? До скорой встречи!

Рубрика: Италия

Мавзолей императоров Рима

В 125 году правящий император Адриан велел построить на правом берегу Тибра монументальную усыпальницу, которая должна была стать последним пристанищем для всех членов его императорского рода. В те времена запрещалось хоронить умерших жителей Рима в черте города, для этого использовались окраинные земли за рекой. Тем не менее, выбор места не был случайным: по преданию, неподалеку находилось захоронение одного из учеников Иисуса Христа – апостола Петра, замученного императором Нероном.

Это интересно!

Достоверно известно, что проект грандиозного сооружения разработал древнеримский архитектор Деметриано по образу и подобию мавзолея Октавиана Августа. Однако при жизни Адриана гробница так и не была достроена. Ее возведение завершил преемник императора – Антонин Пий – в 139 году, спустя год после смерти своего предшественника.

Усыпальница императора поражала современников своими исполинскими размерами и красотой. По углам кубического основания, отделанного светлым мрамором цвета восходящей Луны, размещались группы бронзовых статуй, изображавших лошадей, застывших в движении, и их наездников. Поднимающееся над ним сооружение цилиндрической формы с насыпным курганом было украшено садом вечнозеленых растений. Вершину мавзолея венчала позолоченная бронзовая колесница с императором Адрианом в образе бога Гелиоса.  

Мавзолей Адриана и мост Элио

Еще при жизни императора, в 134 году, оба берега Тибра объединил великолепный мост Элио, задуманный императором как образные врата для входа в усыпальницу. Построенный, также, по проекту Деметриано, сегодня он широко известен как Мост Ангелов с размещенными на нем изваяниями ангелов, несущих орудия Страстей Христовых. Скульптуры были разработаны Джованни Лоренцо Бернини и выполнены учениками его школы.  

Мост Святого Ангела

На протяжении многих лет Мавзолей использовался по своему прямому назначению. В нем были помещены многочисленные урны с прахом особ императорских династий, в том числе:

  • жены Адриана – Сабины Вибиа;
  • приемного сына Адриана – Луция Элио;
  • императора Антонина Пия и его супруги Фаустины Маджоре;
  • императора Марка Аврелия Комодо;
  • императора Септимия Севера, его жены Юлии Домны и их сыновей – Гета и Каракаллы.

Это интересно: Арка Константина: разбираем вопрос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector